Почему художественная литература? Почему ты не переводишь что-то полезное? Ладно, если честно, обычно этот вопрос звучит так: почему ты занимаешься какой-то херней? Потому что мы никогда не имеем дела с реальностью напрямую, только с фикцией. Встреча с реальностью - это шок.  Обычный человек, столкнувшись с реальностью, может испытать только парализующий ужас, после чего сядет под дерево и пять лет будет переваривать полученную информацию. Ну как, "обычный"... Реальность ужасна, прекрасна, невыносима, многомерна, и обрушивается целиком. Всей массой. Так и помереть можно. Вот поэтому майя - это милость божья. Можно жить как бессмертный и не думать о душе, будущем и прочих неосязаемых нематериях. В прекрасных и в меру уютных иллюзиях. Достучаться до нас можно только через самый грубый, физический план. Ногу там сломать, ковид наслать, убрать с этого плана близких, кинуть на деньги. Бывают конечно лютые случаи, как с Иовом многострадальным, но в среднем по палате человек пробуждается пару раз за жизнь (и снова засыпает), а большинство сталкивается с реальностью уже в момент своей смерти. И это очень и очень поздно. Вот тут на помощь приходит художественная литература. Не важно - фольклор, эпос, священные писания, авторская литература как мы понимаем ее сейчас, в эпоху метамодернизма. Потому что любой, даже самый третьесортный писатель, пережил свой опыт столкновения с реальностью, о котором не может молчать и который хочет донести до потомков в виде концентрата мудрости (да хоть бы и глупости, и такое бывает). Личный экзистенциальный опыт. Я вот с самого детства воспринимала любую книжку как практическое пособие по управлению собой и реальностью. Когда в безопасных условиях на своём текущем уровне развития можно пережить чуть больше, чем тебе доступно, и тем самым обозначить перспективы роста. В младшем школьном возрасте читать книги для младших школьников, только чуть более умелых, чуть больше повидавших, примерить на себя необычные обстоятельства или наоборот другое поведение в обычных обстоятельствах. Но самостоятельно, на базе своего, пусть и ограниченного опыта. Мы с сестрой, например, пекли перцовые пряники по рецепту из "Приключений в лесу Елки-на-горке". Разворачивали свернутую реальность как подарок. Я кстати поэтому меньше люблю кино. Кино слишком избыточно в плане чувств и нагружает их полностью, один визуальный канал 70%, а ещё слух, а ещё 3D, а ещё дополненная реальность, а эксперименты с запахами - это вообще дно, рептильный мозг. И вот ты уже законченный зомби, неспособный удержаться в сознании и насильно проживающий чужой опыт не из себя. Кино не погружает в реальность, а заставляет выпасть из неё окончательно на пару часов. Просто такова его функция. Фабрика грёз. В то время как книжку можно отложить и она актуализирует, расширяет и дополняет только твой реальный чувственный опыт. И при этом не отшибает мозг, а наоборот заставляет думать. И делать. Аудиокниги тоже нормально, они приближены к эпосу, к устной народной традиции. В общем, один канал восприятия за один раз, визуальный или аудиальный. Сенсорная депривация расширяет сознание и обостряет восприятие реальности. Сенсорная избыточность вгоняет в транс, а это уже совсем другая практика. Танцы, спорт, кино, компьютерные игры. Тоже нужная. Отдых от себя, растворение в другом, слияние. Так что меня умиляют спящие на ходу товарищи, живущие в мире розовых пони, которые при этом искренне думают, что схватили бога за... гм... бороду от того, что у них есть социально одобряемый набор материальных благ и выученного поведения (условных рефлексов). А у меня нет. Я херней занимаюсь, книжки перевожу. Другой язык, между прочим, это ещё один фильтр, наложенный на реальность. Сквозь него она видится свежей и не такой, как привык в своей культуре. В общем, это тоже не столько фильтр, сколько разбивающиеся стёклами внутрь очки иллюзий. От практической полезной неотрефлексированной деятельности, прямой передачи опыта и изустной традиции через книжную ученость для избранных (которые длились века, тысячелетия), а потом всеобщую начитанность и насмотренность (в последние сто лет, с натяжкой) мы опять приходим к практике, к непосредственной передаче опыта из уст в уста и из рук в руки. Почему такой бум на блогерство, тренинги, книги по саморазвитию и всякие "сделай сам"? Да конечно, хочется все упростить, скинуть всю рутину на искусственный интеллект, жить по кайфу, по лайту, по приколу. Поменьше трудиться самостоятельно, получать все в разжеванном виде, не тратить энергию, а потреблять, брать и не отдавать миру ничего. Но, но, но... душа обязана трудиться. Я бы не стала списывать со счетов ту же начитанность, особенно наблюдая, как люди изобретают велосипед в морально-этической сфере, вместо того чтобы почитать Августина и Руссо, я уж молчу о Махабхарате или Библии. Пока ты изобретаешь, в Вилабаджо уже катаются. Так же как не списывала бы длительную психотерапию, самостоятельный долгий путь мага, йога, верующего, спортсмена, любого профессионала. И вообще духовный поиск. И уж конечно не отдавала бы на откуп ИИ работу воображения и саму способность мыслить. Мыслить творчески, а не компилировать пять известных фактов на все лады. Воображение - движущая сила человека и человечества. В общем-то, спорить тут не о чем, каждый выхватывает кусочки реальности и складывает из них свою мозаику, целиком мы её все равно не увидим, или видим в редкие и краткие мгновения восторга и ужаса. Просто если бы я жила свою жизнь как Маша, в моем пазле было бы 20 кусочков, а так их полторы тысячи. А занималась бы эзотерическими практиками, был бы пазл на 5000 деталей и в 5D. Но всему свое время. Ну и собственно возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок: любовь к художественной литературе и вообще занятия творчеством не являются признаком жизни в мире иллюзий и какой-то особой непрактичности тем более. Напротив, намного легче прожить примерно до кризиса середины жизни в графике 5/2 дом-работа-семья-все как у людей-некогда книжки читать в плотном коконе иллюзий, не дающих ни малейшего шанса соприкоснуться с реальностью. Пока не влетишь в неё лбом. P.S.: Иллюзии Роба Гонсалвеса P.P.S.: А, ну и в принципе такие вопросы задают те, кто ни разу не пытался вытащить что-то из тонкого плана в материальный, а только на материальном плане переставляют с места на место, как мебель в комнате двигают, но комната от этого больше не станет, можно в лучшем случае добиться оптической иллюзии расширения пространства.